Обращение Профсоюза СО РАН

Проект

ОБРАЩЕНИЕ

Общественной Новосибирской региональной организации Профсоюза Сибирского отделения Российской академии наук (Профсоюза СО РАН)

ко всем первичным, региональным, межрегиональным профсоюзным организациям Профсоюза работников РАН и другим профсоюзам, советам молодых учёных (советам научной молодежи) РФ

8 февраля в нашей стране отмечался день российской науки, а 2021 год провозглашен Президентом, как год науки и технологий. Символично, что старший научный сотрудник, кандидат биологических наук Анастасия Проскурина в этот день публично огласила Президенту финансовые проблемы в научной сфере.

Проблема не нова, начиная с 2017 года Профсоюз работников РАН и Профсоюз СО РАН неоднократно обращался к Президенту и Правительству с предложениями, реализация которых должна была способствовать повышению эффективности деятельности научных организаций и в частности повышения оплаты труда научных сотрудников, инженерно-технических работников и других сотрудников Институтов.

Действительно, оклад старшего научного сотрудника кандидата наук согласно положения по оплате труда в большинстве Институтах ННЦ СО РАН 25 тыс. руб.+ надбавка ПРНД (персональный результат научной деятельности) рассчитывается по статьям. Поэтому, зарплата Анастасии составила 32 тыс. руб. и это не редкость. Такая зарплата характерна для научных сотрудников, которые не задействованы в выполнении мегагрантов, проектов, грантов, договоров НИР.

Зарплату на уровне 200% (78 тыс. руб.) средней по региону получают научные сотрудники Институтов, имеющих внебюджетные средства. Но не все Институты имеют внебюджетные средства, где таких средств не имеется сотрудники работают за оклад.

Отметим, что в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №597 предписывалось повышение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, а в Указе Президента России № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» сказано, что необходимо обеспечить достижение следующих показателей в области науки: увеличение к 2018 году общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей; увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта.

С 2018 г. Институтам вменили в обязанность выполнение Указа Президента от 2012 г. и доведение средних зарплат до 200% средней по региону и было выделено для выполнения Указа дополнительное финансирование порядка 530 млн. руб.

В ННЦ СО РАН в 2019-2020 гг. не поступило дополнительное финансирование для выполнения Указа Президента. Институты вынуждены выполнять Указ Президента, переводя сотрудников на неполный рабочий день, искусственно добавляя внебюджетную составляющую, гранты РНФ и РФФИ.

А в целом на данным Росстата все хорошо, выполнение Указа Президента за 2019 г 203%, но при этом реальная потребность в финансировании Институтов ННЦ СО РАН по данным Профсоюза СО РАН на октябрь 2019 г на год (данные 21 организации) в среднем 22 млн. руб. или порядка 500 млн. руб. в год. для выполнения Указа Президента.

Поданным Института статистических исследований и экономики знаний объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП в 2019 году составил 1,03 процента, и на протяжении примерно 30 лет эту планку практически не удается преодолеть.

Реализация Указа привела к существенному росту дифференциации между оплатой научных сотрудников и иных категорий работников. Проблемы с финансированием существуют во многих Институтах, но особенно Институтах 2 категории, у которых не имеется внебюджетных средств. Базовая часть (оклад) инженеров различных категорий варьируется от 14 до 16 тыс. руб. Увеличивается разрыв в оплате труда ученых и обеспечивающего исследования, квалифицированного инженерно-технического и вспомогательного персонала.

Ежегодные обращения к Президенту и в Правительство проблемы не решили.

И наконец, встает проблема регионального дисбаланса, когда средняя зарплата научных сотрудников привязывается к средней по региону, и разница в оплате труда может варьироваться от 2 до 4,5 раз в зависимости от региона. В Новосибирске средняя зарплата научных работников даже по Указу Президента заведомо меньше в 2 раза, по сравнению с Москвой. Научный сотрудник за одну и ту же работу получает разную оплату труда, что противоречит ст.22 ТК РФ.

В условиях такого парадокса мы живём до сих пор.

В соответствии с новой методикой распределения дополнительного финансирования, Институты, не попавшие в категорию «ведущих», получают, при прочих равных условиях, существенно меньшие объемы бюджетных средств. Они полностью лишаются средств на капитальный ремонт и содержание зданий.

Это неизбежно приведет к деградации этих учреждений и утрате целых отраслей научных знаний, не вписывающихся в предписанные сверху и не всегда обоснованные стандарты, которые не учитывают критически важные аспекты научной деятельности.

Поэтому, для реального повышения зарплат всех научных сотрудников требуется дополнительное финансирование и в особенности увеличение окладной части, поскольку надбавки сегодня есть, завтра их нет.

Поэтому требуем:

— способствовать реальному, а не фиктивному выполнению Указа Президента № 597;

— сохранить научный потенциал всех учреждений, провести обновление приборной базы большинства учреждений, а не только неясной группы «ведущих»;

— выровнять уровень оплаты научных сотрудников по стране в целом, приведя его в соответствие с выполняемым объёмом государственного задания, таким образом, чтобы базовая часть оплаты труда, в соответствие с рекомендациями Международной организацией труда, составляла не менее 70% от заработной платы сотрудников научных учреждений;

— пропорционально поднять заработную плату другим категориям сотрудников научных учреждений.

— создать необходимые условия для труда научных сотрудников (ремонт зданий, рабочих мест, покупка реактивов, расходных материалов, оборудования, проведение экспедиционных работ, оплата командировок (особенно для молодых ученых, для которых необходима апробация работ);