БУДНИ ПРОФСОЮЗА СО РАН

Общественная Новосибирская региональная организация профсоюза Сибирского отделения Российской академии наук состоит более чем из 9 тысяч человек из 40 первичных профсоюзных организаций. Это сотрудники научно-исследовательских институтов, управления энергетики и водоснабжения, ЦКБ, Дома учёных, дошкольных учреждений.

Членство в профсоюзе даёт возможность коллективно отстаивать социально-трудовые права и интересы работников всех уровней, добиваться достойной, своевременной оплаты труда, дополнительных социальных гарантий и льгот, осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства, состоянием условий и охраны труда, получать защиту в комиссии по трудовым спорам и в суде, повышать знания через систему профсоюзного образования.

В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Нынешний год проходит в условиях борьбы с короновирусом.  Ведомственные больницы и поликлиники взяли на себя основной удар. Наша ЦКБ стала принимать беременных женщин с диагнозом COVID-19, чуть позже там организовали отделение для больных с новой инфекцией. Под коронавирусный госпиталь была перепрофилирована больница на ОбъГЭС. Посильную помощь медикам оказал профсоюз СО РАН: приобрели индивидуальные средства защиты и контактные термометры.

В профсоюз поступают обращения об оказании материальной помощи на лечение сотрудников и не только от COVID. Но это не единственное направление деятельности нашей организации.

Проблемы оплаты труда остаются самыми актуальными для профсоюза. И сегодня они многократно усложнились. Возникают вопросы, например, о правомерности действий работодателя в связи с переходом на дистанционный режим работы, с оплатой больничного сотрудникам старше 65 лет, оформлением отпускных. Эти аспекты решаются юридическими службами, в том числе с привлечением Федерации профсоюзов НСО.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА

Хочется напомнить, что методы, которыми в настоящее время осуществляется выполнение Указа Президента №597 от 7 мая 2012 года (повышение зарплаты научных сотрудников до 200% от средней по региону), привели к ряду негативных последствий для научных учреждений СО РАН. Без дополнительного финансирования (за исключением Иркутского научного центра) институты вынуждены переводить сотрудников на неполный рабочий день, искусственно добавляя внебюджетную составляющую, гранты РНФ и РФФИ.

По данным Минобра РФ, с обеспечением науки в Новосибирской области в 2018 году было всё в порядке: базовое финансирование 29 наших институтов составляло более 5 млрд 984 млн рублей, к которым добавлялись ещё почти 440 млн для выполнения Указа Президента. В 2019 году дополнительного финансирования не поступило, в 2020-м, похоже, тоже не будет.

На встрече в Академгородке и на заседании Совета по науке и образованию Президент РАН Александр Сергеев отметил, что «наши ведущие институты в Новосибирске, которые занимаются блестящей наукой, признанной во всём мире, в расчёте на одного научного сотрудника получили в семь раз меньше прибавку финансирования, чем в Москве». В таком дисбалансе  мы живём до сих пор. Интеллектуальные ресурсы Сибири, Урала, Дальнего Востока утекают в столицу.

Кроме того, реализация Указа Президента привела к существенной дифференциации между оплатой труда научных сотрудников и иных категорий работников.

БЕЗ КОНКУРСА РФФИ

В этом году впервые за многие годы не был объявлен конкурс инициативных проектов (конкурс «а») Российского фонда фундаментальных исследований. Это оставляет без средств на исследования тысячи научных коллективов.

Профсоюз обратился к Президенту РФ с призывом дать поручение срочно объявить конкурс и значительно увеличить объёмы его финансирования в ближайшие годы, что позволит вернуться к проверенной временем практике поддержки каждого третьего поданного на конкурс проекта.

Однако обещанного открытого «обсуждения с экспертным сообществом» и не намечается. Сложно принять в расчёт отговорки сотрудников РФФИ: дескать, вопросы по конкурсу инициативных проектов будут обсуждаться в фонде после завершения ограничительных мероприятий по коронавирусу. Ведь в июле РФФИ объявил семь новых конкурсов. Им COVID не помешал.

НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

На смену майским указам президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» (объявлены после выборов В. Путина на очередной президентский строк), которые в последние годы были едва ли не основным ориентиром развития страны, пришли новые, июльские «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года». Этот документ не так амбициозен, как предыдущий.

Нацпроекты уже не в фаворе: отменено их приоритетное финансирование. Исчезла задача вывести Россию в число пяти крупнейших экономик мира, которую Владимир Путин в своё время называл «абсолютно решаемой». Что касается науки, требование «к 2024 году обеспечить присутствие Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития» сменилось на расплывчатое «обеспечить присутствие РФ в числе десяти ведущих стран мира по объёму научных исследований и разработок, в том числе за счёт создания эффективной системы высшего образования». Что подразумевается под «объёмом научных исследований и разработок», не понятно. Ясно только, что планируется присутствие России в десятке, а не в пятерке, и не к 2024-му, а к 2030-му году.

«Скорректированы» и другие целевые показатели. В частности, ожидаемая продолжительность жизни должна возрасти до 78 лет уже к 2030-у году, хотя согласно предыдущему указу, это должно было произойти к 2024-у (а к 2030 аж до 80 лет). Реальные доходы и пенсии теперь должны обеспечиваться не «выше», а «не ниже» инфляции. Прирост населения может быть любым, не обязательно «естественным». Учтя предыдущий опыт, власть сделала акцент на показателях, выполнение которых довольно трудно проверить – «увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%» или «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций».

Президент поручил Правительству до 30 октября привести все нацпроекты в соответствие с целями июльского указа и представить единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Эксперты ожидают, что в результате корректировки увеличатся расходы по нацпроекту «Здравоохранение» за счёт сокращения затрат по «Цифровой экономике», «Международной кооперации и экспорту», «Науке», «Демографии».

РОЛЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ

В этой связи Профсоюз СО РАН обратился с письмом к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину: «Сокращение финансирования фундаментальных исследований чревато утратой существующих не одно десятилетие научных школ, являющихся общемировым достоянием, а также снижением потенциала прикладных исследований и разработок, которые могут проводиться только на основе качественного фундаментального научного базиса, создаваемого в институтах».

Если доля фундаментальной науки в ВВП останется прежней – 0,17–0,19%, у нас нет серьёзных шансов угнаться за лидерами. Единственной возможностью обеспечить научно-технологическую конкурентоспособность России является реализация рекомендаций Российской академии наук об увеличении бюджетного финансирования фундаментальной науки до 0,3% ВВП в ближайшие годы.

Людмила ЛЕВЧЕНКО, д.х.н.,
председатель профсоюза СО РАН